Историко-культурное наследие
История образования села Лапаз
Богата история нашего края. Сегодня Оренбуржье связывают с именами и событиями, мировыми известиями не только в России, но и далеко за ее пределами. Отечество начинается с малой родины, а малая родина — с дома, в котором живешь, с улицы, по которой ходишь. Важно, что чувство единства, сопричастности к делам и заботам своего народа укрепилось и сохранилось на многие годы, ибо чувство национального самосознания — стержень каждого человека.
В середине 19 века, в казачьем селе Илек, стало недостаточно свободной земли. На сходе жителей решили устроить новые поселения.
Местность, где образовалось село Лапаз, было очень красивым. Со всех четырех сторон возвышались холмы, на склонах которых простирались леса, богатые дичью. Плодородные земли, никому не принадлежащие и пустующие, расположились в низине. Голубой лентой извивалась небольшая речка, которая и послужила первопоселенцам источником воды. Над всем этим великолепием — голубой купол неба. Это был самый дальний, восточный уголок Уральской губернии, который напоминал старинное строение, называемое лабазом. Отсюда и пошло название села.
Рядом расположилось село Черепаново, которое относилось к Оренбургской губернии, а Новосергиевка — к Самарской. Первые жители села Лапаз — несколько семей Гореловых. В конце 18 — начале 19 веков такое прозвище носили казаки Дубовсковы. Первоначально по берегу речки построили пять домов, в которых и поселились пять семей. Строительство домов продолжалось, и вскоре здесь уже жили десять семей.
Вначале село представляло собой небольшой хуторок. Но так как здесь было много плодородных земель, достаточно воды, пастбищ, леса, то сюда переселялось все больше жителей. Поселились семьи Дубовсковых, Муромцевых, Барханских, Карнауховых, Шлюхиных. Эти фамилии в селе распространены и сегодня.
Первые жители, казаки, занимались возделыванием земли, разведением садов. В этих местах люди были свободными. Поэтому каждый обрабатывал столько земли, сколько имел возможности. Наиболее зажиточным казакам принадлежали леса, которые и сейчас называют по фамилиям: Балахонцева роскошь (Балахонцевым), Горелова ростошь (Дубовсковым), Дейкин колок (Дейкиным), Телегин колок (Телегиным) и другие.
Дома здесь строили большие, деревянные, крытые жестью. Огораживали их забором и ставили большие деревянные ворота. Фронтоны домов, наличники, ставни, ворота украшались узорами и фигурками, вырезанными из дерева.
В 1859 году очень богатый помещик Соловьев на самом видном, возвышенном месте заложил церковь. В селе к 1917 году было 50-70 дворов. Село все больше разрасталось, прибавлялось население. Основной прирост населения, строительство домов пришлись на две волны переселенцев в 50-60 годы. В настоящее время село Лапаз имеет 180 подворий и является административным центром Лапазского сельсовета.
Село Новокинделька (Бакайка) было основано в конце 18 века русскими переселенцами из-за Волги. Первым переселенцем был некий Абакаев. В честь него и названо село Бакайка. Но через два года в село были переселены татары из Казанской губернии. И вот уже скоро три века их потомки живут здесь в мире и согласии. Где-то в середине села будто проходила незримая граница разделения на верхнюю — татарскую и нижнюю — русскую. И хотя в конце позапрошлого и в начале прошлого веков вместе работали татары и русские на богача Соловьева, который имел здесь не только много пахотной земли, но и сад, мельницу, с наступлением большей свободы перемещения, русское население разъехалось. Исконно бакайцы разводили коз. До Советской власти село Бакайка относилось к Илекскому району. При Советской власти — к Мустаевскому району, в настоящее время — к Новосергиевскому. Село Новокинделька является вторым населенным пунктом сельсовета по числу дворов и населения.
В конце 19 столетия зажиточный казак Бунягин из станицы Мустаево случайно обнаружил благодатный уголок, находящийся на значительном расстоянии от больших казачьих поселений. Девственные леса, благодатный травостой, богатый чернозем, а главное — чистые родники, бьющие на расстоянии пяти метров один от другого вызывали восторг у казака Бунягина. В этом месте он решил построить кумысолечебницу для богатых, больных туберкулезом. Но планы Бунягина были нарушены так называемыми «столыпинскими реформами», проводимыми в России. И хлынули на эти благодатные земли казаки — переселенцы из Герасимовки, Илека, Мустаева. Вместе с семьями, детьми, инвентарем, скотом быстро переехали сюда жадные до земли и работы казаки. Земли были вольные, поэтому захватывал себе земли каждый хозяин через меру, то есть столько, сколько мог обработать, а то и больше. Село Бунягино в округе считалось самым большим по посевным площадям и сенокосам. Трудолюбивые казаки с семьями быстро выстроили себе отличные деревянные дома, крытые шатровой крышей. Возвели прекрасные постройки для скота. На самом высоком месте была построена большая ветряная мельница, так как на сходе решили, что она людям нужнее, чем церковь. Жадный до работы казак Викулов на юго-восточном склоне горы разбил прекрасный сад. Кстати сказать, сад этот жив до сих пор. В 1912 году пожар уничтожил все, что могло гореть, От больших прекрасных казачьих домов остались единицы. Постепенно село отстроилось и возродилось вновь. После Гражданской войны село переименовано в Новородниковку, но сих пор в обиходе имеет два названия.
Село Варшавка заселялось переселенцами-казаками наравне с другими селами. До революции Варшавка была богатым казачьим селом. Здесь стояли большие двухэтажные дома. Бедные крестьяне ходили на работу в Варшавку из Ветлянки (Миролюбовки). В годы революции и Гражданской войны село переходило из рук в руки, его занимали то красные, то белые. Однажды белые привезли со Степановки красноармейцев и сосланную из Москвы учительницу-революционерку Софью Григорьевну. Их живыми бросили в колодец. На них сверху покидали лошадей. Теперь на въезде в село стоит памятник