Историко-культурное наследие

История образования села Лапаз

Богата история нашего края. Сегодня Оренбуржье связывают с именами и событиями, мировыми извес­тиями не только в России, но и далеко за ее предела­ми. Отечество начинается с малой родины, а малая родина — с дома, в котором живешь, с улицы, по кото­рой ходишь. Важно, что чувство единства, сопричаст­ности к делам и заботам своего народа укрепилось и сохранилось на многие годы, ибо чувство националь­ного самосознания — стержень каждого человека.

В середине 19 века, в казачьем селе Илек, стало недостаточно свобод­ной земли. На сходе жителей решили устроить новые поселе­ния.

Местность, где образовалось село Лапаз, было очень красивым. Со всех четырех сторон возвышались холмы, на склонах кото­рых простирались леса, богатые дичью. Плодородные зем­ли, никому не принадлежащие и пустующие, расположились в низине. Голубой лентой извивалась небольшая речка, которая и послужила первопоселенцам источником воды. Над всем этим великолепием — голубой купол неба. Это был самый дальний, восточный уголок Уральской губернии, который на­поминал старинное строение, называемое лабазом. Отсюда и пошло название села.

Рядом расположилось село Черепаново, которое относи­лось к Оренбургской губернии, а Новосергиевка — к Самарс­кой. Первые жители села Лапаз — несколько семей Горело­вых. В конце 18 — начале 19 веков такое прозвище носили казаки Дубовсковы. Первоначально по берегу речки построили пять до­мов, в которых и поселились пять семей. Строительство домов продолжалось, и вскоре здесь уже жили десять семей.

Вначале село представляло собой небольшой хуторок. Но так как здесь было много плодородных земель, достаточно воды, па­стбищ, леса, то сюда переселялось все больше жителей. По­селились семьи Дубовсковых, Муромцевых, Барханских, Кар­науховых, Шлюхиных. Эти фамилии в селе распространены и сегодня.

Первые жители, казаки, занимались возделыванием зем­ли, разведением садов. В этих местах люди были свободны­ми. Поэтому каждый обрабатывал столько земли, сколько имел возможности. Наиболее зажиточным казакам принад­лежали леса, которые и сейчас называют по фамилиям: Балахонцева роскошь (Балахонцевым), Горелова ростошь (Дубовсковым), Дейкин колок (Дейкиным), Телегин колок (Теле­гиным) и другие.

Дома здесь строили большие, деревянные, крытые жес­тью. Огораживали их забором и ставили большие деревян­ные ворота. Фронтоны домов, наличники, ставни, ворота ук­рашались узорами и фигурками, вырезанными из дерева.

В 1859 году очень бога­тый помещик Соловьев на самом видном, возвышенном ме­сте заложил церковь. В селе к 1917 году было 50-70 дворов. Село все больше разрасталось, прибавлялось население. Основной прирост населения, строительство домов пришлись на две волны переселенцев в 50-60 годы. В настоящее время село Лапаз имеет 180 подворий и является административным центром Лапазского сельсовета.

Село Новокинделька (Бакайка) было основано в конце 18 века русскими переселенцами из-за Волги. Первым пересе­ленцем был некий Абакаев. В честь него и названо село Ба­кайка. Но через два года в село были переселены татары из Казанской губернии. И вот уже скоро три века их потомки живут здесь в мире и согласии. Где-то в середине села будто проходила незримая граница разделения на верхнюю — татар­скую и нижнюю — русскую. И хотя в конце позапрошлого и в начале прошлого веков вместе работали татары и русские на богача Соловьева, который имел здесь не только много па­хотной земли, но и сад, мельницу, с наступлением большей свободы перемещения, русское население разъехалось. Исконно бакайцы разводи­ли коз. До Советской власти село Бакайка относилось к Илекскому району. При Советской власти — к Мустаевскому рай­ону, в настоящее время — к Новосергиевскому. Село Новокинделька является вторым населенным пунктом сельсовета по числу дворов и населения.

В конце 19 столетия зажиточный казак Бунягин из стани­цы Мустаево случайно обнаружил благодатный уголок, нахо­дящийся на значительном расстоянии от больших казачьих поселений. Девственные леса, благодатный травостой, бога­тый чернозем, а главное — чистые родники, бьющие на рас­стоянии пяти метров один от другого вызывали восторг у казака Бунягина. В этом месте он решил построить кумысо­лечебницу для богатых, больных туберкулезом. Но планы Бунягина были нарушены так называемыми «столыпинскими реформами», проводимыми в России. И хлынули на эти бла­годатные земли казаки — переселенцы из Герасимовки, Илека, Мустаева. Вместе с семьями, детьми, инвентарем, ско­том быстро переехали сюда жадные до земли и работы ка­заки. Земли были вольные, поэтому захватывал себе земли каждый хозяин через меру, то есть столько, сколько мог об­работать, а то и больше. Село Бунягино в округе считалось самым большим по посевным площадям и сенокосам. Трудолюбивые казаки с семьями быстро выстроили себе отличные деревянные дома, крытые шатровой крышей. Возвели прекрасные постройки для скота. На самом высоком месте была построена большая ветряная мельница, так как на сходе решили, что она людям нужнее, чем церковь. Жадный до работы казак Викулов на юго-восточном склоне горы разбил прекрасный сад. Кстати сказать, сад этот жив до сих пор. В 1912 году пожар уничтожил все, что могло гореть, От больших прекрасных казачьих домов остались единицы. Постепенно село отстроилось и возродилось вновь. После Гражданской войны село переименовано в Новородниковку, но сих пор в обиходе имеет два названия.

Село Варшавка заселялось переселенцами-казаками наравне с другими селами. До революции Варшавка была богатым казачьим селом. Здесь стояли большие двухэтажные дома. Бедные крестьяне ходили на работу в Варшавку из Ветлянки (Миролюбовки). В годы революции и Гражданской войны село переходило из рук в руки, его  занимали то красные, то белые. Однажды белые при­везли со Степановки красноармейцев и сосланную из Моск­вы учительницу-революционерку Софью Григорьевну. Их живыми бросили в колодец. На них сверху покидали лошадей. Теперь на въезде в село стоит памятник